12.06.2017

Путешествие в обои для рабочего стола

Доломитовые Альпы были моей мечтой на протяжении 4-5 лет. Как-то случайно наткнулась на фотографии гор невероятной красоты и сразу же мысленно отметила эти места галочкой как must see. Но почему-то казалось, что попасть туда – задача нереальная, поэтому этот красивейший горный регион мне не светит еще долго. А может, и вообще никогда.
Не знаю, что произошло в конце 2016-го, но я вдруг решила, что мне необходимо туда обязательно и как можно скорее, поэтому перечитывать всевозможные форумы и отчеты я стала в разы активнее. Причем меня интересовали исключительно трекинговые варианты, зима и зимние развлечения в любом своем проявлении – это сразу нет. Форумы, если честно, не особо радовали: в абсолютном большинстве случаев люди описывали, как путешествовали на машинах и как много успевали увидеть. А те редкие «безмашинные», что рассказывали о своих приключениях, обычно вызывали у аудитории недоумение. В горы без машины? Это вообще как? И зачем?

Вот с такими мыслями пришлось приступать к составлению маршрута. Вопросов был миллион, ответов – ни одного. Я понятия не имела, куда ехать, как ехать, где жить, как не заблудиться в горах. И за что вообще хвататься – тоже не понимала. Все мое желание увидеть Доломиты было похоже на огромный запутанный клубок, у которого невозможно было найти ни начало, ни конец.

А потом, когда «совсем приперло», через знакомых знакомых я узнала, что с транспортом здесь все не так плохо, как описывают на форумах. И это стало своего рода отмашкой – именно после этой новости каким-то удивительным образом клубок стал разматываться ниточка за ниточкой, пока, наконец, не сложился во вполне оформленную картину поездки.

Изначально я запланировала поездку на вторую середину сентября. В это время в Альпах еще тепло, но летний сезон уже подходит к концу, поэтому и проживание становится дешевле. А однажды проснулась с мыслью, что не смогу ждать больше 6 месяцев. И путешествие было перенесено на конец мая. А потом.. Потом вдруг я совершила еще одно открытие. В одно из самых живописных мест региона – Seceda – можно, оказывается, добраться на подъемнике! Только вот работать он начинает с начала июня.. И пришлось срочно перекраивать всю поездку. Если изначально планировалось, что мы будем жить в одной деревушке, каждый день выезжая в интересные места, то позже оказалось, что удобнее базироваться сначала в одном городе, а потом уже переезжать в эту деревушку. В общем, логистические вопросы были решены практически безболезненно.

И время поездки стало стремительно приближаться :)

Trentino-Alto Adige / Südtirol и трудности перевода

Область, которую оккупировали Доломитовые Альпы, состоит из двух районов и называется Трентино (со столицей в Тренто) – Альто-Адидже (со столицей в Больцано). Мы немного изучили только Альто-Адидже, который очень часто по-немецки называют Южным Тиролем. С географической точки зрения здесь вообще все очень запутанно. Еще около 100 лет назад этот регион был австрийским. Он даже стал местом боевых действий во время Первой мировой войны, о чем напоминают туннели, окопы и следы взрывов на скалах, оставшиеся после сражений австрийской и итальянской армий. Провинция перешла к Италии только в 1919 году. Но, несмотря на принадлежность к Италии, это все же больше что-то немецкое – все эти домики с расписными стенами и деревни с обязательным шпилем местного костела на фоне гор. Да и в целом быт здесь какой-то совсем не расслабленный итальянский, а строго-упорядоченный немецкий :)
Trentino - Alto-Adige на карте Италии
До сих пор двуязычие в Южном Тироле – в порядке вещей (более того, у них существует еще один язык, ладинский). Во время планирования поездки это доставило немало проблем: ну откуда мне было знать, например, что Dobbiaco и Toblach или что Ortisei и St. Ulrich – это одно и то же место, просто на разных языках? :) Как бы там ни было, ехала я в Италию, поэтому сейчас преимущественно буду использовать итальянские названия. Просто стоит иметь в виду, что по-немецки они могут звучать совсем иначе.

Еще один нюанс – с английским здесь как-то очень не очень. Лично для меня это стало открытием, потому как я всегда полагала, что в таком знаменитом регионе (а зимой сюда съезжаются тысячи горнолыжников со всего мира) английский уж точно должны понимать. Но им, видимо, комфортно со своими итальяно-немецкими диалектами, поэтому пусть туристы сами подстраиваются :) Если что - в особо отчаянных ситуациях на помощь придет язык жестов :)

В 2009 году Доломиты были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как объект, представляющий собой исключительную природную красоту *и ведь не поспоришь!*

Validate vs. Stamp :)

Поездка в горы – это все-таки всегда более ответственно и сложно, чем просто путешествие по незнакомым городам. У меня почему-то долгое время был страх заблудиться в горах. Несмотря на мою безграничную любовь к ним, перспективой это было, мягко говоря, не особо приятной. А тут еще эти форумные страшилки, что транспорт у них ходит раз в день.. В общем, оптимизма это все не прибавляло совсем.

А на деле Альто-Адидже оказался регионом с отлично развитой транспортной системой. Города, деревни и совсем крошечные деревушки соединяются между собой сотнями транспортных артерий, автобусы/поезда по которым курсируют регулярно и по много раз на день. С трудностью мы столкнулись лишь однажды – наш поезд просто отменили. Но для этого была весомая причина: поезд до/из Болоньи, проходивший через нашу станцию, существенно задерживался, поэтому когда он таки приехал, ему надо было срочно освобождать пути. А уже через полчаса был следующий подходящий нам состав.
Такие поезда курсируют между поселениями...
...и такие автобусы (бывают еще поменьше, типа наших городских)
Главное «транспортное достижение» Альто-Адидже – это мобилкард, преимущества которой сложно переоценить. Она бывает трех видов:

• mobilcard на 1, 3 и 7 дней – позволяет ездить на всех автобусах и поездах региона, а также на  некоторых подъемниках;
• museumobil card на 3 и 7 дней – помимо всех видов транспорта позволяет посещать музеи;
• bikemobil сard на 1, 3 и 7 дней – дает право на провоз себя самого и своего велосипеда.

Мобилкард – это что-то гениальное, правда. Заплатив 28 евро за неделю, мы ежедневно катались туда-сюда и отбили ее стоимость уже за первые два дня. В конце поста я оставлю ссылки на общие полезные ресурсы.

Свои карты мы купили на вокзале Больцано в кассе (читала, что их можно купить и в автоматах, но что-то не повстречали мы такого автомата на своем пути). В кассе, конечно же, по-английски ни бэ ни мэ, а мы – такое же ни бэ ни мэ по-немецки и по-итальянски, но продавец билетов поняла, что нам надо, и на том спасибо :) А далее началось приключение, из-за которого мы опоздали на поезд :) Мало просто купить карту, ее еще надо валидировать (и это надо делать перед каждой поездкой!). Только вот вопрос – где и как. На вокзале висело 2 типа машин для валидации – зеленые и синие. Мы решили попросить помощи у полиции, прогуливающейся по перрону. Они смотрели на наши мобилкарты, кивали, мол, все у вас ок, потом к ним присоединилась дама-контролер из нашего поезда. Но только один из полицейских в конце концов понял, что нас интересует, где их провалидировать. И то, вместо написанного на их же компостерах слова “validate” он сказал “stamp”. Пока все разрешилось, поезд благополучно укатил, остались мы ждать следующего. Он пришел через час :)
Синий валидатор и карта действия mobilcard
В общем, компостируются эти мобилкард в синих машинах перед любой поездкой :) На каждой станции их надо искать, чаще всего – внутри здания вокзала, но обычно это не составляет трудностей (если только рейс не стыковочный и на пересадку не остается 3 минуты, за которые надо успеть найти синюю машину, активировать карту, проверить, с какого пути идет следующий поезд, а потом еще добежать до него с чемоданом наперевес ;D). Причем карты надо не просто приложить, а именно туда засунуть, чтобы отпечатался код остановочного пункта (? какая-то пара трех-/четырехзначных цифр). В поездах эту карту всегда проверяли. А в автобус, не приложив ее к валидатору, и вовсе не войдешь :)

Маршрут в рай

На начало составления поездки у меня было 3 основных пункта, которые жуть как хотелось увидеть – величественные Tre Cime, обалденное Lago di Braies и деревушка с картинными видами Santa Maddalena Val di Funes. Позже к ним добавилась Seceda – гора, которая наполовину как бы «восстала» из земли :) Ну, и несколько городков посмотрели заодно. А в некоторых даже пожили ;)

В итоге наше путешествие в обои для рабочего стола состояло из 4 мест. Более подробно каждое из них я опишу и покажу позже, непременно со всеми впечатлениями и причитаниями, как же там было красиво :D

По дням запланированный маршрут выглядел следующим образом (в скобках пишу, что получилось по факту):

День 1 – приезд в Больцано, выезд из Больцано, приезд в Брессаноне (и сразу же махнули в Маддалену).
День 2 – поездка в Санта Маддалена Валь ди Фюнес (поездка на Сечеду).
День 3 – поездка в Ортизеи и подъем на Сечеду (прогулка по Брессаноне).
День 4 – переезд из Брессаноне в Доббиако (повторная поездка в Маддалену, уж очень красивое солнышко было, а затем переезд).
День 5 – поездка к Тре Чиме ди Лаваредо.
День 6 – поездка на Лаго ди Брайес (а потом прогулка по Доббиако).
День 7 – переезд в Больцано, прогулка по городу, выезд в Варшаву (успели даже съездить к каменным столбам – земляным пирамидам Ренона, которые похожи на огромные грибы :)).

Пусть это будет очень нескромно, но Доломиты, без преувеличения, стали моим персональным travel-шедевром. На самом деле, при желании, поездку можно было бы сделать более насыщенной разными местами. Но, вот честно, впечатлений и так хватило. И чтобы они не превратились в скомканные и поверхностные, я бы не стала ничего менять, даже если бы была такая возможность.

Конечно, там есть еще сотни красивых и интересных районов, вершин, перевалов, деревушек и озер. Мы не увидели Мармоладу и оз. Сорапис и Карецца, не встретили ни одного рассвета (зато прямо с балкона наблюдали, как окрашивались в оранжевый верхушки гор в лучах заходящего солнца) и не любовались звездным небом в горах. И это все – повод вернуться снова! :)

Полезные сайты

http://www.sii.bz.it/en/siipdfOldtimetables – расписание транспорта;
https://www.rome2rio.com/it/ – еще один сайт для составления маршрутов;
http://www.accuweather.com/en/it/italy-weather – их прогнозы больше всего соответствовали действительности (если город не находится в итальянском варианте, надо пробовать немецкий).
К.

Комментариев нет:

Отправить комментарий